Бюджетное правило мешает полноценной борьбе с кризисом в РФ — экономисты

0
67

Бюджетное правило мешает полноценной борьбе с кризисом в РФ -- экономисты

МОСКВА (Рейтер) — Ограничивающее траты казны бюджетное правило становится преградой для проведения адекватной антикризисной политики и нуждается в корректировке — к такому выводу приходят все больше экономистов.

В условиях пандемии коронавируса и ограничительных мер для борьбы с ней, обвала цен на нефть и падения спроса на экспортные товары Россия полным ходом скатывается в рецессию, и нынешний кризис может стать худшим в ее истории.

Российские власти пытаются заткнуть дыры точечными мерами поддержки, оценивая их в 1,8-2,8% ВВП, но их явно недостаточно, указывают эксперты, бизнес и ряд чиновников, убеждая правительство расширить помощь.

Однако правительство не торопится реагировать, а возможность нарастить поддержку упирается в действующее бюджетное правило, которое жестко лимитирует предельную величину расходов и разрешает использовать накопленные на «черный день» средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) только для компенсации выпадающих доходов казны, полученных от нефти и газа.

Глава Счетной палаты Алексей Кудрин призвал не скупиться в силу беспрецедентной ситуации и потратить в текущем году более половины средств ФНБ на борьбу с кризисом.

«Правительство предполагает, что эти средства должны быть растянуты во времени хотя бы на три года. Я и в выступлении своем, и в разговоре с президентом сказал, что на этот год можно не скупиться, когда будет пик», — сказал Кудрин в интервью телеканалу Россия-24.

«Потом можно больше, может, занимать на рынках и тем самым помогать бюджету, но в этом году острота кризиса такова, что нужно побольше потратить из фонда, если это будет половина или чуть больше половины — нестрашно», — сказал Кудрин, не раскрыв, как отреагировал на предложение президент Владимир Путин.

Экономисты выступают за смягчение или приостановку бюджетного правила, выдвигая предложения от увеличения общего предела расходов за счет роста госдолга до более радикальных — использования части накопленных в ФНБ средств для прямой поддержки населения.

На начало апреля в ФНБ было 12,86 триллиона рублей, или 11,3% ВВП, из них ликвидных средств — 11,09 триллиона рублей, 9,8% ВВП. Из них Минфин потратил на покупку у ЦБ контрольного пакета акций Сбербанка (MCX:SBER) 2,1 триллиона рублей, половина из них вернется в бюджет до начала июня.

Минфин, традиционный сторонник жесткой бюджетной политики, пока не сдается и планирует замещать из ФНБ только недополученные нефтегазовые доходы — около 2 триллионов рублей в 2020 году при цене нефти $20 за баррель, остальное собираясь покрыть частично за счет дополнительных заимствований и перераспределения расходов внутри бюджета.

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

Объем выделяемой российскими властями помощи кратно меньше, чем в других странах, и не позволит в нужной мере поддержать ни население, оказавшееся в критической ситуации, ни бизнес, говорится в обзоре Центра макроэкономического анализа и прогнозирования (ЦМАКП).

В отличие от опыта 2008 года, когда Россия потратила около 40% накопленных резервов объемом $250 миллиардов и была в числе стран, предоставивших самые крупные пакеты поддержки, выделив в рамках различных программ 5,2% ВВП, сейчас размер объявленных стимулов не впечатляет, соглашаются аналитики Альфа-банка, оценивая прямую денежную поддержку экономики без учета налоговых отсрочек и госгарантий в 0,3% ВВП.

«Складывается впечатление, что правительство намерено подходить к вопросу выделения помощи как можно более экономно», — писали аналитики Альфа-банка, связывая главный риск с тем, что деньги нацпроектов, которые воспринимались как стержень роста экономики, будут вместо поддержки инвестиций переориентированы на социальные нужды.

Нынешняя экономическая ситуация требует экстраординарных мер поддержки предприятий и населения, иначе велик риск вхождения в затяжную рецессию, но бюджетное правило сдерживает проведение полномасштабной антикризисной политики, говорится в обзоре ЦМАКП.

«Рекордный объем ФНБ и низкий уровень госдолга — значительные ресурсы для расширения антикризисной поддержки экономики, однако, их использование блокируется действующей редакцией бюджетных правил. Без их смягчения или временной заморозки проведение полномасштабной антикризисной политики не представляется возможным».

Параметры такого смягчения могут быть различными: от увеличения лимита по расходам бюджета за счет долгового финансирования до использования части накопленных в ФНБ ликвидных активов на поддержку экономики, считают аналитики ЦМАКП.

Эксперты РАНХиГС и Института Гайдара прогнозируют падение ВВП РФ в 2020 году от 7% до 12% в зависимости от продолжительности пандемии и уровня цен на нефть и так же предлагают поменять бюджетное правило ради поддержки российской экономики.

В отличие от большинства экономистов, эксперты РАНХиГС призывают не увлекаться заимствованиями, так как их чрезмерное наращивание сопряжено с серьезным повышением стоимости обслуживания долга, а финансировать антикризисный план и дополнительные расходы — в основном с помощью резервов, включая вернувшиеся в казну средства ФНБ после передачи Сбербанка правительству.

«Аргументом в пользу такого решения служит тот факт, что ситуация в 2020 году является исключительной, от государства требуется масштабная поддержка экономики и населения, а долговая емкость в рамках одного рынка исчерпана», — считают эксперты РАНХиГС.

Эксперты РАНХиГС предлагают приостановить действие бюджетного правила в 2021 году, разрешив властям увеличить расходы на сумму до 4% ВВП, чтобы перезапустить нацпроекты.

При сохранении действия бюджетного правила, объем расходов федерального бюджета придется сократить на 2–3 триллиона рублей, то есть на 10–13%, отказавшись от большинства инвестиционных трат.

«Этот сценарий, особенно на этапе выхода экономики из кризиса и возобновления экономического роста, будет иметь серьезные отрицательные последствия для экономики», — предупреждают они.

(Редактор Андрей Кузьмин)